Карта сайта | О фирме | Вопрос-Ответ | Подписка | Отзывы | English
Информация
Дикоросы-Бизнес
Дикоросы-Продукты
Озеленение

Ценовой обзор

Консалтинговые услуги

Эксперты

Технопарк "Дикоросы"

Проект "Дикоросы-регион"

Начинающим + семинары

Статьи по "Дикоросам''

Статьи по "Дикоросам''
Статьи по "Дикоросам''

РАО "Дикоросы"

Неофициальный отчёт о съезде лесоводов России - 04.03.03

Проект "Народный лес" / 02.05.03

Биржа "Дикоросы" / 08.04.03

Проект "НАРОДНЫЙ ЛЕС" / 04.03.03

Проект "ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" / 20.06.03

Конкретные шаги по созданию биржи "Дикоросы" / 03.08.03

Опыт управления бизнесом (25.11.2005)

Статья "Бизнес Дикоросы" - 12.03.09***

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.1

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.2

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.3

Статьи на общие темы

Книга Бизнес "Дикоросы"

Книга "Орех"

Книга "Дикоросы"

 Главная » Дикоросы-Бизнес » Статьи по "Дикоросам'' » Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.2

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.2

Литвинов С.С., 09.04.2013 г.

«Лесной технопарк как форма управления и рационального использования дикоросов» - Часть 2.

 

2.5. Развитие бизнеса при новом ЛК (2007 – 2012 г.г.)

 

До 2010 г. бизнес фактически игнорировал решения, зафиксированные в ЛК. Также к этому относились и на региональном уровне, понимая, что ограничения сбора дикоросов для собственных нужд чреваты социальными потрясениями, а также с учетом 2-х годичного переходного периода, связанного с переоформлением документов под новое законодательство.

В 2010 г. было введено лицензирование экспорта кедрового ореха и продуктов его переработки в рамках унификации законодательства Таможенного Союза. Это решение существенно отразилось на деятельности компаний, заготавливающих и перерабатывающих орех для его последующего экспорта. В Томской области уже были преценденты решения таких задач. Вспомним, лоббирование губернатором Крессом В.М. возвращения выдачи лицензий для лицензирования экспорта сушеных белых грибов и лисичек на уровень субъекта, то же произошло и с выдачей лицензий на экспорт ореха.

Как результат, по информации РИА Новости, экспорт кедрового ореха из Томской области в Китай в мае 2012 г. вырос по сравнению с этим же периодом прошлого года в 96.5 раз и достиг 2.86 млн. долларов.

Как показывает практика хозяйственной деятельности в различных регионах РФ с введением этого закона ситуация в этой сфере существенно преобразила понимание того как надо двигаться. Для ряда компаний регионального уровня возникли серьезные трудности. Вспомним, что эти решения были приняты в конце 2006 г.. Прошло 6 лет, в ходе которых можно было существенно модифицировать работу в этой сфере. Но никаких действий не предпринималось.

К настоящему моменту у многих возникло понимание, что в этой отрасли необходимо наличие «отраслеобразующих локомотивов», т.е. крупного бизнеса, который бы задавал вектор развития и обеспечивал перспективы для работы МСБ.

 

2.6. Выводы по текущему состоянию

 

Сравнительный анализ динамки развития бизнеса «Дикоросы» в РФ и странах Европы показал, что например, в Польше и Литве после вступления стран в Евросоюз для предприятий промышленной направленности были выделены безвозмездные ссуды на обновление производства в размере 75% от стоимости проекта. Это позволило существенно обновить технологические и производственные процессы, вывести предприятия на европейский уровень производства.

В РФ за все эти годы большинство фирм, занятых в этой сфере, не получали гос. поддержки. Более того, помимо упомянутых проблем им приходится сталкиваться с проблемами получения наличных денег для оплаты дикоросов, закупаемых у населения с одной стороны, и формированием НДС при реализации переработанного сырья с другой.

Подавляющее большинство фирм, занимающихся заготовкой и переработкой дикоросов, не может позволить себе современное технологическое оснащение. Мы занимаемся поставками оборудования и реально продавали его по многим регионам РФ от Камчатки до Петрозаводска, поэтому представляем техническую оснащенность бизнеса в РФ.

Следует зафиксировать технологическое и организационное отставание бизнеса «Дикоросы» в РФ в среднем на 20-30 лет.

Законодательная практика (ЛК) в РФ не способствует развитию МСБ, а наоборот ставит его в невыносимые условия, заставляя «нарушать» всех, кто реально что-то делает,  несовместимые с жизнью законы.

В настоящее время чтобы предприятию стать серьёзным игроком на рынке, необходимо собирать и перерабатывать как минимум 1,5-2 тысячи тонн продукции в сезон, осуществлять хранение и постепенную (до следующего сезона) отгрузку потребителям. Это потребует «заморозки» 100-150 миллионов рублей только на сырье.

Нести затраты по оплате лесных планов, аренды нескольких участков леса, а также инфраструктурных вложений (дороги, лесовосстановление и т.п.) большинство участников бизнеса не в состоянии. Те предприниматели, которые пытаются начинать этот бизнес, просто не представляют всего спектра проблем. Поэтому здесь зачастую мы сталкиваемся с банкротством и неисполнением обязательств, т.к. нереальные законы порождают правовой нигилизм.

Следует отметить, что компании, которые работают в этой сфере продолжительное время, начали смену стратегий развития. Так, например, московский «Экопродукт» все больше ориентируется на переработку овощей, томский «Дарсиблес» - на пушнину. У целого ряда известных компаний (по нашей информации) имеются серьезные финансовые трудности.

Эта тенденция может означать, что бизнес становится все менее привлекателен.

 

1.      Варианты решений по развитию бизнеса «Дикоросы»

 

1.1. Формирование отрасли и управление ею – цель региональной программы

 

В последние годы тема «Дикоросы» стала очевидной для многих региональных руководителей. Практически во всех сибирских и дальневосточных регионах, так или иначе, сформированы региональные проекты по этой теме.  Анализируя региональные подходы к развитию бизнеса «Дикоросы», можно отметить один общий недостаток – распределение бюджетных денег по существующим структурам без какой-либо реструктуризации управления. Я думаю, что целью управления должно стать формирование отрасли по заготовке и переработке дикоросов.

Одним из вариантов реализации такого решения могло бы стать возрождение на базе Центросоюза, другим – создание предпосылок для инвестирования крупного капитала в региональные центры.

Надо отметить, что в существующем варианте ЛК и практике его применения есть положения, которые позволяют реализовать такой подход.  В статье 74, п.3, п.п. 2 оговорена возможность заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Предлагаю в качестве управленческого решения по формированию отрасли  разработку и реализацию приоритетного инвестиционного проекта по освоению лесов «Лесной технопарк ТО». Приоритетность проекта определяется как целевыми задачами, так и минимальной суммой инвестиционного ресурса (300 млн. руб.).

Разработка и утверждение приоритетного инвестиционного проекта регламентируется постановлением Правительства РФ (№419 от 30.06.2007 г.).

Для реализации приоритетного инвестиционного проекта (ПИП) необходимо решить целый ряд вопросов как по сути проекта, так и по его утверждению в гос. структурах:

- сформировать рабочую группу по реализации ПИП и утвердить состав приоритетных для региона задач, которые составят общий инвестиционный пул;

- начать поиск (в рамках конкурсных процедур) «якорного инвестора» для ПИП;

- определить участки леса, которые целесообразны для реализации Проекта;

- принять при необходимости на уровне регионального закона необходимые акты, регламентирующие процесс заготовок в рамках региональной программы как ПИП региона;

- передать управляющей компании проекта (или инвесторам) оформленные лесные участки;

- необходимо обеспечить возможность  использования леса по схеме «двойной аренды», т.е. если участок передан в аренду для лесозаготовок, то получить согласие арендатора на дополнительный вид лесопользования под эгидой власти на условиях субаренды или нового договора аренды.

Если удастся созать в ТО региональный центр управления, ориентированный на дикоросы, то будет сформирован «центр притяжения», к которому естественным образом потянутся как заготовительные структуры, так и переработчики сырья. Ведь это означает, что они могут заниматься собственно делом, а не оформлением бумаг. Кроме этого, ставка аренды по ПИП составляет 50%.

Решение этих вопросов дает в руки Администрации основной рычаг влияния и управления проектом. Без решения этих вопросов реализация региональной программы становится целиком зависимой от частной инициативы.

 

1.2. Лесной технопарк – приоритетный инвестиционный проект

 

Краткая справка о технопарках.

Форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, учреждений, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственно власти и органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и венчурных проектов.

Новый закон «О технопарках» предусматривает обязательное создание технопарка в форме открытого акционерного общества (ОАО) и при обязательном участии государства в лице органов исполнительной власти субъекта федерации. При этом доля государства в технопарке не должна составлять менее 25% плюс одна акция. Управление технопарка осуществляет внешняя управляющая компания. Все это дает возможность более эффективному взаимодействию заинтересованных структур и успешному развитию различных отраслей.

 

Лесной технопарк  – новая форма управления отраслью «Дикоросы».

 

Основные задачи лесного технопарка:

1. создание современной инфраструктуры производства (заготовительной, производственной, логистической, офисной и т. д.) и предоставление ее малому и среднему бизнесу (резидентам технопарка) на определенных условиях (аренда, продажа, использование мощностей по схеме давальческого сырья);

2. доступ малого и среднего бизнеса (резидентов технопарка) к международным торговым площадкам;

3. доступ к инвестициям и оборотному капиталу;

4. доступ резидентов технопарка к сырью;

5. возможность оформления экспортных разрешений под лицензию технопарка.

 

Технопарк дает всем прошедшим по определенным критериям компаниям право войти под его «крышу», получив при этом возможности, которые они не могут сформировать самостоятельно.

Конкретная конфигурация взаимодействия и правила для участников этого инвестиционного проекта разрабатываются в зависимости от конкретных возможностей участников. Но уже сейчас ясно, что в рамках этого проекта реализуется кластерный и инновационный подход. Возможно привлечение сельхоз. предприятий региона для создания плантаций по выращиванию ягод и лек. сырья, а также фирм по выращиванию посадочного материала и проведению лесовосстановительных работ для резидентов на их арендованных участках леса. В рамках лесного технопарка имеет смысл на базе своей лаборатории создавать собственный сертификационный центр, а также научные группы по разработке комплексных методов переработки сырья.

Всего по стране зарегистрировано 117 ПИП (все по лесопереработке).

Лесной технопарк под дикоросы пока не создан ни в одном регионе РФ.

В начале «нулевых» годов в ТО мы уже пробовали объединяться и согласовывать ценовую политику, но все договоренности заканчивались через 1 час после их завершения переговоров.

Выводы: нужен «якорный» инвестор и инициатива региональной власти.

 

1.3. Проекты для «Лесного технопарка ТО»

 

Ниже приводятся ряд проектов, которые, по мнению автора, могли бы войти в инвестиционный пул ПИП в рамках создаваемого лесного технопарка.

3.3.1. Проект (районный уровень) «Шаг в сторону». Для ряда районов Томской области спецификой является труднодоступность мест заготовок с серьезным ресурсом дикоросов. Именно для таких районов предлагается этот проект.

1.                      Основной задачей проекта является освоение новых мест заготовки, которые не используются в ходе заготовок из-за труднодоступности и удаленности. В то же время в этих местах должно быть экономически рентабельное количество сырья. Освоение новых мест не должно затрагивать интересы коренного населения, имеющие традиционные места промысла и заготовок. Наоборот, для коренного населения необходимо предусмотреть развитие их ЗПП как мест возможного базирования узловых пунктов проекта, от которого делается «первый шаг» в сторону.

2.                      Анализ ресурсной базы района с точки зрения заготовителей, которые ведут заготовки в течение последних 3-5 лет, а также коренных жителей (охотников, рыбаков, лесовиков). Формы анализа:  первичная конференция заготовителей; опрос людей. В результате должна быть сформирована картина потенциала района, который остается невостребованным из-за труднодоступности или других проблем и имеет коммерческое значение по объему и качеству сырья.

3.                      Разработка структуры освоения «трудных» мест, включающая выбор мест базирования заготовителей,  размещения ЗПП, транспортную схему взаимодействия (включающую схему дозаправок, мест профилактики и ремонта),  состав транспортных средств для ее реализации (авто, самоходки, болотоходы, вертолет для заброски людей(?) ).

4.                      Организационная структура должна включать 2 направления: разведка и эксплуатация. Разведка – поиск и анализ новых перспективных мест заготовок. Эксплуатация – вывоз сырья из «трудных» мест заготовок.

5.                      Кадровое обеспечение проекта: подбор руководителя проекта и «хозяев» ЗПП, болотоходов и другой техники; разработка принципа подбора кадров для сезонных бригад заготовителей, переработчиков и транспортников. Анализ возможностей привлечения для заготовок по принципу скандинавских стран.

6.                      Аренда участков леса осуществляется под эгидой лесного технопарка.

7.                      Финансовое обеспечение проекта возможно по схеме государственно-частного партнерство. При этом осуществляется разделение затрат и ответственности. Например, лесной технопарк выдает участки леса в субаренду, районные власти подбирают местные кадры, частный инвестор закупает и передает им в аренду (с правом выкупа) болотоходы и др. технику, осуществляет финансирование закупа сырья, его переработку и сбыт.

8.                      Техническое обеспечение проекта в первую очередь должно включать оснащение вездеходной техникой (болотоходы 2 типов), речным транспортом (при необходимости), автомобильным транспортом для организации «челночных» рейсов «ЗПП-точка выгрузки», оборудованием для первичной переработки грибов в лесных условиях.

9.                      Пилотный проект должен включать не менее 2-3 точек заготовки и одного разведочного звена. Это предполагает наличие 4-х болотоходов и одного оснащенного ЗПП.

10.                  При базировании на существующем ЗПП уровень затрат для пилотного варианта  проекта оценивается в 10 млн. руб. Срок окупаемости – 3 года.

В качестве пилотного района для этого проекта я предлагаю использовать Верхнекетский район. Эта идея уже на протяжении нескольких лет нами прорабатывалась вместе с предпринимателем Москвиным В.П., который имеет собственную базу в п.Белый Яр, знает район и людей, на которых можно там опереться.

Далее . . . (Ч.3)

 Вход для партнеров

Голубая ель (фотогалерея) :: Несколько поколений елей
Голубая ель (фотогалерея)

Фотогалерея кедров :: 12-летний кедр.
Фотогалерея кедров

Фотогалерея сосны бунгеана :: На фоне города
Фотогалерея сосны бунгеана

634012, г. Томск-12, переулок Нахимова, д.10.
телефон: +7-903-914-24-31,
e-mail: info@dikorosi.ru

Дизайн и разработка сайта: "Симэкс-Т"
E-mail: info@simex-t.ru