Карта сайта | О фирме | Вопрос-Ответ | Подписка | Отзывы | English
Информация
Дикоросы-Бизнес
Дикоросы-Продукты
Озеленение

Ценовой обзор

Консалтинговые услуги

Эксперты

Технопарк "Дикоросы"

Проект "Дикоросы-регион"

Начинающим + семинары

Статьи по "Дикоросам''

Статьи по "Дикоросам''
Статьи по "Дикоросам''

РАО "Дикоросы"

Неофициальный отчёт о съезде лесоводов России - 04.03.03

Проект "Народный лес" / 02.05.03

Биржа "Дикоросы" / 08.04.03

Проект "НАРОДНЫЙ ЛЕС" / 04.03.03

Проект "ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ" / 20.06.03

Конкретные шаги по созданию биржи "Дикоросы" / 03.08.03

Опыт управления бизнесом (25.11.2005)

Статья "Бизнес Дикоросы" - 12.03.09***

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.1

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.2

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.3

Статьи на общие темы

Книга Бизнес "Дикоросы"

Книга "Орех"

Книга "Дикоросы"

 Главная » Дикоросы-Бизнес » Статьи по "Дикоросам'' » Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.1

Доклад "Технопарк Дикоросы"-Ч.1

Литвинов С.С., 09.04.2013 г.

 

 «Лесной технопарк как форма управления и рационального использования дикоросов» - Часть 1.

 

 

1.      Цель доклада и авторская справка.

 

Целью настоящего доклада является представление для обсуждения в АТО и с коллегами следующих вопросов:

·         Анализ текущего состояния бизнеса «Дикоросы» в РФ;

·         Определение основных проблем, тормозящих развитие бизнеса;

·         Концептуальные предложения по развитию бизнеса «Дикоросы» в РФ;

·         Лесной технопарк - реализация концепции развития бизнеса на региональном уровне;

·         Примеры проектов для томского лесного технопарка (проект районного масштаба, кедровый центр).

 

Положения доклада основаны личном опыте Литвинова С.С..

 

Литвинов С.С. – профессиональный менеджер, консультант, основной разработчик программ «Сибирские дикоросы» для Томской области (1999 г.), «Дикоросы Корякии» (2006 г.), Дикоросы Камчатки (2008 г.), которые выполнялись в рамках Программы Развития ООН. Также в рамках консультационных услуг была проведена работа по консультированию предприятий и организаций в таких регионах как: Томская область. Красноярский край, Курганская область, Свердловская область, Пермский край, Тюменская область, Омская область, ХМАО, Сахалинская область, Приморский край.

Литвинов С.С. автор ряда книг по методике организации бизнеса «Дикоросы», а также ведущий обучающих семинаров.

На протяжении 14 лет им были опробованы практически все направления этого бизнеса, а также инициировано открытие филиалов компании в таких странах как Латвия и Болгария, а также в ряде регионов РФ.

Его практическая работа по реализации проекта включает взаимодействие с крупнейшими компаниями РФ («Экопродукт», «Богородская трапеза», «ТПК»).

Литвинов С.С. знаком с конкретными представителями «дикоросовского» бизнеса Франции, Польши, Литвы, Китая. Эти контакты основаны на реальных коммерческих проектах, которые реализовывались в этих странах. Участие в крупнейших выставках мира (SIAL Париж, SIAL Шанхай), опыт работы по смежным направлениям (организация экспорта оборудования, управление региональными проектами)  сформировали комплексный подход и возможность эффективного решения возникающих задач.

2.      Бизнес «Дикоросы» - обзор состояния отрасли

 

2.1. В мире - основные приоритеты по развитию бизнеса

Во всем мире осуществляется заготовка и переработка дикоросов. Для Европы сложилось разделение стран на следующие категории:

- поставщики сырья (Белоруссия, Украина, Литва, Болгария);

- основные потребители (Германия, Франция, Италия, Испания);

- промежуточный вариант (Польша, Россия).

Страны - поставщики сырья ориентированы на продажу сырья и полуфабрикатов в страны – потребители. При этом зачастую осуществляется продажа не только своего национального сырья, но и третьих стран. Особенно активно выступают на рынке в качестве посредника-комиссионера литовские компании. Это связано как с географическим положением страны, так и с наличием традиционных связей со странами бывшего СССР. Центром грибного бизнеса Литвы считается город Варена. Он расположен в нескольких десятках километров от белорусской границы. Здесь развернута деятельность 5-6 компаний специализирующихся на заготовке и переработке дикорастущих грибов и ягод.

Страны-потребители достаточно много заготавливают дикорастущих грибов на своей территории. Пример, французская компания «Mondiacepes». При этом основная часть собранных свежих белых грибов немедленно упаковывается и отправляется для реализации на рынки. Это самая рентабельная схема, т.к. затраты на переработку минимальны, а скорость реализации «мгновенна». В этих странах сложились семейные династии, которые занимаются «грибным» бизнесом несколько поколений. Их отличает глубокое знание предмета, рынка, устоявшиеся экономические связи. Поэтому при появлении новых тенденций, связанных с увеличением объемов потребления экологически чистой продукции, эти компании первыми реагируют и готовы расширять свое предложение. Наличие современных производственных мощностей, доступность дешевых финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств в сезон заготовок, обеспечивает их конкурентное преимущество по сравнению с развивающимся российским бизнесом.

Можно отметить следующие особенности этого бизнеса европейских компаний:

·         Использование существенных отсрочек платежей при покупке товара;

·         Широкое использование факторинговых схем при продажах.

Это позволяет существенно демпфировать риски и сглаживать пиковую финансовую нагрузку, которая неизбежно присутствует в ходе сезона закупа сырья. Следует отметить, что на российском рынке закуп сырья пока осуществляется в основном по предоплате или непосредственной оплатой товара на складе ЗК.

Ведущие польские фирмы (например «Лесные скарбы», г.Белосток, NORIS II), связанные с переработкой дикоросов, смогли осуществить серьезное переоснащение своей производственной базы за счет льготных схем кредитования Евросоюза. Это позволило им наладить выпуск современной продукции.

Начав заниматься этой темой в конце 1998 г. как и многие мои коллеги, я считал, что «круче» Сибири по дикоросам места на Земле нет. Каково же было мое удивление, когда в  2004 году в лесном районе Франции я сам присутствовал при закупе сырья (белый гриб) у населения в объеме 20 тн в день.

Далее в отчете Европейской экономической комиссии ООН «Перспективное исследование по лесному сектору Европы 1960 – 2000 - 2020» я увидел, что стоимость всех дикоросов, собираемые на пространстве СНГ в 2000 г. составляет 9 млн. евро по сравнению с 349 млн. евро по всей Европе. Понятно, что это лишь оценочные показатели, но порядок величин, видимо, верный и составляет около 3-х %. 

Таким образом, на практике и в теории пришлось столкнуться с тем, что наша отрасль едва различима на мировых рынках.

2.2. В РФ - от потребительской кооперации к частному бизнесу (1990 – 1998 г.г.)

В СССР на базе потреб. кооперации существовала отрасль производства, связанная со сбором, переработкой и реализацией дикоросов. Потребительская кооперация в условиях рыночных отношений потеряла прежнее значение. Отдельные районные потребительские общества по-прежнему фигурируют на местном уровне, являясь, как правило, средними по значимости игроками на региональных рынках. Это основано на выдающихся личных качествах конкретных руководителей (в Томске – Асино - Громов, в Приморье – Чугуевка – Голубева Г.Ю.) самой же системы взаимодействия между потребительскими кооперативами по оборудованию, технологиям, сбыту, подготовке кадров и прочим вопросам на практике не существует. Кадры, которые возглавляют структуры потребительской кооперации в регионах, далеки от современных рыночных подходов и не проявляют необходимой инициативы.

Развитие современного бизнеса «Дикоросы» началось в 90-х годах прошлого века. Пионерами в его развитии выступили московские компании и в первую очередь «Экопродукт». Братья Мухамедшины (Ренат и Камиль) создали фирму, основываясь на знаниях своей семьи (рецепты матери) и собственных знаниях (Ренат – профессиональный миколог). Они дали импульс в регионы о необходимости развертывания заготовительной сети, а также сами начали формировать сеть в первую очередь во Владимирской, Вологодской областях, основываясь на оставшихся от СССР заготовительных мощностях потребительской кооперации.

В настоящее время объемы заготовок этой компании исчисляются тысячами тонн по грибам и ягодам самого широкого спектра. Их продукция представлена в розничной сети по всей территории РФ.

 

 

2.3. Развитие региональной сети (1998 – 2006 г.г.)

 

Развитие бизнеса осуществлялась по 2- сценариям (вариантам).

Вариант 1. Назовем его «снизу-вверх». В этом случае направление развития бизнеса и его возможности целиком зависят от самых нижних уровней его реализации. Все начинается с Заготовителя. После 1-2 лет успешной работы, в ходе которой осуществляется закуп у населения грибов и ягод, их минимальная переработка и продажа случайным образом на местном рынке и более крупным заготовительным компаниям, Заготовитель приходит к необходимости расширения бизнеса. Это достигается путем расширения сети заготовительных пунктов, а следовательно поиску и привлечению к бизнесу новых Заготовителей, которые работают как одна команда. При правильном и эффективном ведении дела через несколько лет Заготовитель, инициировавший бизнес в конкретном месте, превращается в Заготовительную компанию. Это уже следующий элемент в общей структуре бизнеса. Заготовительная компания отличается от Заготовителя тем, что может позволить себе закупать большие объемы сырья. Вести более глубокую его переработку, нанимать специалистов-технологов для организации производственного процесса и сертификации готовой продукции. Все эти факторы позволяют Заготовительной компании стать полноправным участником рыночных отношений не только в РФ, но и всего мира. Наконец, дальнейшая эволюция бизнеса может привезти Заготовительную компанию к необходимости расширения собственных производственных возможностей. При этом достаточно на первых порах приобрести простейшие аппараты для фасовки готовой продукции в розничную тару. Дальнейшее развитие технологий переработки и упаковки позволит постепенно расширять номенклатуру готовой для конечного потребителя продукции. Все это приведет через определенное время к появлению последнего элемента в технологической цепочки бизнеса – Консервному комбинату.

Итак, постепенная эволюция от Заготовителя к Заготовительной компании и Консервному комбинату является естественным развитием бизнеса «снизу-вверх» (табл.).

Таблица. Характеристики элементов бизнеса «Дикоросы»

Название

Объемы заготовок, тн

Инвестиции для начала, млн. руб.

Оборотные средства, млн. руб.

Продукция

Заготовитель

10 - 50

0.5 – 1.0

2.0 – 3.0

Первичная сортировка и переработка сырья

ЗК – загот. Компания

100 - 1000

10 – 15

40 – 50

Полуфабрикаты для консервного производства

ПК – пищев. Комбинат

300 - 3000

200 – 300

200 - 300

Готовая продукция для розничной сети

 

 

Вариант 2. Назовем его «сверху–вниз». В этом случае развитие бизнеса связано с инвестиционным ресурсом. Эти инвестиционные средства вкладываются, как правило, в перспективные в сырьевом отношении регионы либо независимыми инвестиционными компаниями, либо крупными игроками на рынке дикоросов. При этом Консервный комбинат размещается за пределами региона, где собственно произрастает сырье. Основная задача создаваемых Заготовительной компании и сети Заготовителей собрать максимально возможное количество сырья, переработать его с минимальными затратами и потерями и доставить на склады Консервного комбината. Такая практика развития бизнеса связана с очень быстрым освоением новых территорий, но в конечном итоге также должна опираться на местное население и систему Заготовителей, работающих на максимально широкой территории.

Как в одном, так и в другом варианте развития бизнеса важнейшим фактором является наличие трудоспособного населения на территории, которое готово пойти в лес и собирать дикоросы на предложенных условиях.

Отметим, что описанные схемы развития бизнеса в реальной жизни могут переплетаться и смешиваться. Однако четкое позиционирование элементов бизнеса на 3 выделенных уровня остается неизменным.

Эволюция этого бизнеса на территории РФ в течение следующих лет заключалась в возникновении большого числа заготовительных компаний в ограниченном числе регионов (Вологодская, Владимирская, Калужская, Томская области). В первый период развития бизнеса его инициирование было возможно с минимальными денежными средствами (0.5 – 1 млн. руб). Это было возможно по следующим причинам:

·         Низкая стоимость основных фондов (базы, склады, оборудование);

·         Желание крупных компаний инвестировать в региональную сеть заготовок;

·         Низкие цены сырья (например, закуп белых грибов в Томской области в 2000 г. велся по 15-17 руб/кг при текущих ценах 65 – 90 руб/кг).

Работа заключалась в формировании заготовительной сети на территории региона, оснащение заготовителей оборудованием, оборотными деньгами, тарой и транспортом. На этом этапе бизнес широко использовал преимущества начального этапа. Постепенно фирмы охватывали в рамках своей заготовительной деятельности соседние регионы.

Высокая конкурентная среда сформировала возможность роста заготовительных цен. Например, Томская область в итоге стала лидером по закупочным ценам, что привело к завозу больших объемов сырья как из других регионов РФ (Тверская обл., Карелия), так и импорт (Китай, Сербия).

 

2.4. Принятие новой редакции ЛК

 

Принятие новой редакции ЛК стало, на мой взгляд, переломным моментом в развитии обсуждаемого вида бизнеса в РФ. Обсуждение новой редакции ЛК началось в 2003 г. Автор участвовал в составе делегации ТО в работе съезда лесников.

Введение в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации - Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ состоялось 1 января 2007 года. До 1 января 2009 года многие важные нормы нового Лесного кодекса не действовали или действовали частично.

Основные нововведения Лесного кодекса  заключаются в изменение системы управления лесами.

По новому Лесному кодексу произошла передача ответственности и полномочий на региональный уровень. При этом баланс прав и обязанностей есть, но «правила игры»  часто и некорректно меняются, нет реального финансового обеспечения (примерно 60 – 65% от потребности) для исполнения полномочий.

Новый Лесной кодекс (ст. 11, 35) позволяет гражданам заготавливать грибы, ягоды и другие пищевые лесные ресурсы для собственных нужд свободно и бесплатно. Сбор этих ресурсов не для собственных нужд (например, для продажи на рынке или сдачи на пунктах приема) кодекс рассматривает как предпринимательскую деятельность, которая должна осуществляться только на основании договора аренды лесного участка на срок не менее 10 лет. Это означает, что все жители ТО и других регионов РФ, которые сдают собранные дикоросы на ЗПП, фактически являются нарушителями закона.

Практика применения положений ЛК в части заготовки для собственных нужд в разных субъектах РФ имеет 3 варианта:

Первый подход  (используется в Томской, Новосибирской области, Алтайском крае) – принятие региональных актов в строгом соответствии с ЛК РФ. В них прописывают в деталях исключительно порядок сбора и заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов для собственных нужд (средства, способы, сроки заготовки отдельных видов пищевых лесных ресурсов) без указания нормативов.

 Второй подход (используется в Московской, Ленинградской, Челябинской области) состоит в попытке закрепить на региональном уровне определение понятия «заготовка для собственных нужд», т.е. заготовки не должны осуществляться в коммерческих целях для реализации иным лицам. 

Третий подход (используется в Кемеровской области, Красноярском крае) характеризуется попыткой регионального законодателя ограничить стихийный процесс заготовки ПЛР для собственных нужд путем установления нормативов.

Указанный подход вызывает серьезные возражения. Установление подобных нормативов региональным законодателем противоречит п. 4 ст. 35 ЛК РФ, т.к. субъекты РФ вправе устанавливать исключительно порядок (но не нормативы!) заготовки гражданами ПЛР для собственных нужд.

По вопросу осуществления контроля и привлечения к ответственности за нарушение законодательства гражданами, заготавливающими ПЛР для собственных нужд, отметим следующее. Главы 12 и 13 ЛК РФ содержат общие положения о государственном лесном контроле (надзоре) и ответственности за нарушение лесного законодательства. Согласно ст. 83 ЛК РФ, лесной контроль и надзор на землях лесного фонда, расположенных на территории субъектов РФ, осуществляется субъектами РФ в рамках полномочий, переданных им РФ. Административная ответственность за нарушение правил заготовки ПЛР (в том числе гражданами, заготавливающими их для собственных нужд) установлена ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, правовой механизм осуществления контроля и привлечения к ответственности за нарушение законодательства гражданами, заготавливающими ПЛР для собственных нужд, в настоящее время создан. Но возможно ли его применение на практике? Очень проблематично и на практике неосуществимо.

Таким образом, новое лесное законодательство породило для «дикоросов» следующие проблемы:

1. Неравноправное  регулирование для разных видов лесопользования на уровне федеральной власти. Например, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482) вообще не упоминаются дикоросы, а речь идет только о лесозаготовках. В масштабах управления экономикой РФ (ЦБК, лесохомия, лесозаготовки и т.п.) такой подход понятен. Но для большинства населения страны остаются вопросы по регулированию их деятельности в лесу.

В тексте ЛК (ст.43-45) выделены отдельные виды деятельности в лесу, которые выводятся из стандартной схемы регулирования в силу их специфики (геологоразведка и добыча полезных ископаемых, гидротехнические сооружения, прокладка ЛЭП). Для дикоросов не нашлось вариантов встраивания в новую систему управления лесами, где их особенность была бы отражена.

2. ЛК написан для крупного бизнеса и не учитывает особенности МСБ. В соответствии со ст.25 Лесного Кодекса заготовка дикоросов – один из 15 видов лесопользования, к которому применяются все его нормы. Из этого перечня только для вида №1 (заготовка древесины) прописанные нормы закона соответствуют текущим экономическим реалиям. Малый бизнес, который реально работает в лесу по заготовке и переработке дикоросов, не имеет возможности вложения необходимых денег для комплексного освоения участков леса, которые в силу нестабильности урожая могут меняться из года в год.

3. Аренда не защищена от «диких» заготовок. Возможность для населения беспрепятственно заготавливать дикоросы для собственных нужд (ЛК, ст.11,35) на арендованных участках леса ставит малый бизнес в двусмысленное положение. Несмотря на то, что по ЛК запрещено извлекать прибыль от продажи дикоросов, заготовленных для собственных нужд, на практике это нигде и никогда не соблюдается. Более того, предприниматели сами заинтересованы, чтобы люди сдавали им собранные в лесу грибы, ягоды, орехи, т.к. это является основным каналом поступления сырья в их бизнесе (не менее 90%).

4. «Двойная аренда». В п.2 ст.25 ЛК говорится: «Леса могут использоваться для одной или нескольких целей». В комментариях разъясняется, что по ГК РФ одновременно арендовать один участок леса разным арендаторам нельзя. Допускается передача в субаренду, если в договоре аренды определены несколько видов лесопользования.  Т.е. использование леса для разных видов деятельности (например, заготовка леса и сбор дикоросов) возможно только одним арендатором.

Эти положения законодательства существенно тормозят возрождение отрасли, т.к. ставят в прямую зависимость интересы совершенно разных направлений бизнеса. Получается, что в настоящее время, лесозаготовители либо должны «захотеть» заниматься новым для себя видом деятельности, либо пустить к себе в лес людей, которые хотели бы этим заниматься на определенных условиях.

Особенно актуальна эта проблема для тех территорий, где в аренду переданы большие территории леса (90% в Приморье). Она также будет иметь значение и для ТО, т.к. сейчас в аренду берутся участки вдалеке от населенных пунктов (для формального соблюдения Закона), а заготовка ведется в непосредственной близости от них.

Вывод: необходимо сформировать законодательную инициативу о пересмотре ЛК в части вывода дикоросов из стандартной схемы регулирования (перспектива тяжелая).

В настоящее время готовится заседание Президиума Госсовета РФ по вопросам повышения эффективности лесного комплекса страны. В рамках рабочей группы (возглавляет губернатор Новгородской области) подготовлен доклад о повышении эффективности лесного комплекса РФ, который будет представлен членам Президиума Госсовета. В ходе работы над этим докладом было высказано более 300 предложений и инициатив. Надеемся, что этот Президиум изменит существующие подходы гос. управления в лесах.

 Далее . . . (Ч.2)

 Вход для партнеров

Фотогалерея грибов :: Боровик
Фотогалерея грибов

Фотогалерея сосны бунгеана :: На фоне города
Фотогалерея сосны бунгеана

Фотогалерея кедрового ореха :: Шишка сибирского кедра
Фотогалерея кедрового ореха

634012, г. Томск-12, переулок Нахимова, д.10.
телефон: +7-903-914-24-31,
e-mail: info@dikorosi.ru

Дизайн и разработка сайта: "Симэкс-Т"
E-mail: info@simex-t.ru